Владельцы грузовиков смогут с 2016 г. игнорировать транспортный налог, если плата в систему «Платон» (за проезд по федеральным трассам – 1,53 руб. за 1 км) будет больше него. Тем, кто отдает в «Платон» меньше налога, надо заплатить разницу. Закон об этом подписан президентом и действует с воскресенья.
Налог считается от мощности двигателя: от 2,5 до 8,5 руб. за 1 л. с., регион может менять ставку в 10 раз. Деньги идут в дорожный фонд региона. За двигатель мощностью 400 л. с. в Новосибирской области (там высокая ставка) плата – 34 000 руб. в год, посчитал президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков Вячеслав Трунаев.
«Платон» – налоговый платеж, раз его вычитают из транспортного налога, теперь это подтверждено на уровне президента, считает старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Хотя Конституционный суд и решил, что платеж «Платону» не обладает характеристиками налога. Средний платеж «Платону» с грузовика в год – 192 000–300 000 руб., сообщает Александр Дьяконов из FM Logistic, налоговый вычет лишь частично компенсирует эти затраты.
Владимир ПутинПрезидент РФ
Я сам все-таки из рабочей семьи, и я понимаю, что эти мужики вкалывают, они работают, за рулем сидят, но надо выходить все-таки из серых схем. И мне хочется их поддержать, поверьте.
Деньги региональных дорожных фондов идут на ремонт и строительство дорог регионального и местного значения.
Из-за «Платона» региональные бюджеты недополучат 8,7 млрд руб., говорилось в материалах к законопроекту. В Минфине несколько месяцев не отвечают «Ведомостям», будут ли компенсированы регионам эти потери. В 2015 г. транспортный налог принес 140 млрд руб.: 30 млрд уплатили компании, 110 млрд – население.
Регионы, где с дорогами особенно плохо, должны получить деньги от «Платона». Правительство распределило 10,85 млрд руб. по 24 регионам. Из сборов с грузовиков будут софинансировать региональные проекты, федеральный бюджет окажет дополнительную поддержку регионам, комментирует представитель Росавтодора. На 15 июня «Платон» собрал 9,2 млрд, Минтранс рассчитывает на 20 млрд руб. за 2016 г.
Директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин говорит о конфликте двух групп: одна, неконсолидированная, состоит из 50 млн автомобилистов, ездящих по плохим дорогам, и дорожников, которые сидят без денег; другая – владельцы и водители грузовиков, группа маленькая, но скандальная. Чтобы сгладить их конфликт, продолжает он, правительство и пошло на вычет, и от «Платона» осталась единственная положительная идея – внедрение покилометровых платежей. «Платон» превратился в налог в пользу концессионера, считает эксперт автодорожного рынка.