Обращаем внимание на неисполнение правительством Иркутской области пунктов соглашения [между облправительством, Минтрансом и Росавиацией о модернизации аэропортовой инфраструктуры Иркутска] <...> прошу поручить предоставить информацию о причинах неисполнения и сроках надлежащего исполнения», – говорится в письме замминистра транспорта Валерия Окулова губернатору Иркутской области Сергею Левченко (копия есть в распоряжении «Ведомостей», подлинность письма подтвердил чиновник Минтранса). Губернатор должен ответить на письмо в течение месяца, говорит чиновник (письмо написано 25 июля).
В декабре 2014 г. вышел указ президента о передаче Иркутской области из федеральной собственности 100% акций ОАО «Международный аэропорт Иркутск» для реконструкции действующего аэропорта и строительства нового на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) с инвестициями не менее 20 млрд руб., пишет Окулов. Во исполнение указа в марте 2015 г. вышло соответствующее распоряжение правительства, а в начале апреля прошлого года минимущество области стало единственным акционером аэропорта.
Нагрузка для инвестора
В СП вместе с аэропортом Иркутска область планирует внести 10 малых региональных аэропортов, чтобы инвестор развивал их тоже, заявил в пятницу, 5 августа, губернатор Сергей Левченко (цитата по «Интерфаксу»).
Еще в 2014 г. правительство области, Минтранс и Росавиация заключили соглашение, по которому область обязалась в течение 11 месяцев после вступления в силу распоряжения правительства о передаче акций принять решение о строительстве нового аэропорта Иркутска на условиях ГЧП, а в течение 16 месяцев выбрать по конкурсу инвестора для ГЧП и начать строительство нового аэропорта, напоминает Окулов.
Аэропорт Иркутска (в первом полугодии пассажиропоток сократился на 4,3% до 686 061 человека) – последний государственный аэропорт в России, для которого власти ищут инвестора.
«Все сроки областью нарушены, даже не принято решение о строительстве по ГЧП», – говорит топ-менеджер аэропортового холдинга. С формой привлечения инвестора еще не определились, подтверждает высокопоставленный областной чиновник. Левченко говорить об аэропорте отказался.
В мае Левченко заявлял, что область планирует привлечь к управлению аэропортом холдинг «Новапорт». Областной чиновник рассказывал, что рассматривается вариант создания СП с «Новапортом», в которое область внесет акции аэропорта и в котором инвестор получит контроль. Конкурс для этого необязателен, так как это не приватизация, объяснял собеседник. В июле ФАС предостерегла областное правительство: передача «Новапорту» права на модернизацию и дальнейшую эксплуатацию аэропорта Иркутска без проведения конкурса может привести к нарушению федерального закона «О защите конкуренции».
«Указ президента и передача акций состоялись еще до выхода закона о ГЧП, поэтому имелось в виду простое привлечение частного инвестора. Этим целям, в принципе, соответствуют планы области создать СП. Но в буквальном понимании закона СП не предполагает участия области в развитии актива и не является ГЧП», – рассуждает старший юрист Herbert Smith Freehills Григорий Смирнов. «Передача акций в собственность области, по сути, является договором дарения, который должен предусматривать отмену дарения, если передаваемый актив не используется в целях, ради которых передан. Но насколько это применимо в отношениях между органами власти? Скорее, это вопрос будет решаться в рамках административных, а не юридических процедур», – полагает юрист коллегии «Юков и партнеры» Екатерина Бибикова. Способа забрать акции обратно нет, говорит Смирнов: «Тогда Федерации придется самой искать инвестора, а это задачи региона. Скорее, для области это может иметь управленчески-кадровые последствия».
«Согласно трехстороннему соглашению предусмотрено проведение конкурсных процедур по определению инвестора для развития аэропорта Иркутска. Данная работа в настоящее время проводится. Конкурс будет объявлен правительством Иркутской области после проведения необходимых подготовительных мероприятий», – сообщил представитель Минтранса. Иркутск интересен всем трем аэропортовым инвесторам – «Новапорту», «Аэропортам регионов» и «Базовому элементу», рассказывали их представители. «Базэл» приветствует решение о выборе инвестора на тендере. Несколько настораживает непрерывно меняющийся набор инвестиционных обязательств (см. врез), что может свидетельствовать об отсутствии утвержденной стратегии», – говорит представитель холдинга.