Крупнейшая в мире сеть фастфуда McDonald’s исключила неоднозначные ингредиенты примерно из половины блюд в своем меню. Это свидетельствует о том, как давление со стороны американских потребителей меняет культуру питания в стране. Так, компания объявила об отказе использовать искусственные консерванты в Chicken McNuggets, котлетах, омлетах, сэндвичах на завтрак и в других блюдах. Также McDonald’s заменил в булочках кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы на сахарозу. Компания выполнила прошлогоднее обещание больше не приобретать мясо куриц, которых лечили антибиотиками, из-за беспокойства о рисках для здоровья человека. Кроме того, McDonald’s по-прежнему намерен к 2025 г. использовать только яйца куриц, которых не держали в клетках, и его примеру в этом последуют около 100 компаний.
Еще несколько лет назад спрос на более здоровую пищу с содержанием меньшего количества искусственных ингредиентов и требования потребителей сделать цепочки поставок прозрачнее удовлетворяли в основном небольшие компании. Они отличались инновационным подходом, но зависели от ограниченного количества партнеров. Теперь же под давлением общественности эти требования стали распространенными и McDonald’s и другие сети ресторанов оказались вынуждены серьезно менять предлагаемое меню. McDonald’s подвергся критике за то, что делает это медленнее конкурентов. Но благодаря масштабу McDonald’s, у которого 14 200 ресторанов в США, способен гораздо сильнее влиять на своих поставщиков. Так, в 2004 г. компания добавила в меню нарезанные дольки яблок и вскоре стала закупать 10% яблок, произведенных в США.
Некоторые изменения увеличивают издержки, но McDonald’s пообещал не перекладывать их на потребителей. Он намерен компенсировать их, экономя на закупках других видов продовольствия и используя хеджирование. Также ожидается, что закупочные цены снизятся, поскольку фермеры увеличивают производство, чтобы удовлетворить спрос McDonald’s и других компаний, принимающих подобные меры.
Президент McDonald’s в США Майк Андрес признает: компании оказалось непросто изменить цепочки поставок, но он доволен прогрессом: «Сегодня производителям продуктов питания приходится иметь дело с множеством разных поставщиков, особенно с фермерами, поэтому это трудно».
McDonald’s приходится прибегать к таким изменениям на фоне замедления роста продаж сетей ресторанов и увеличения их конкуренции друг с другом и с супермаркетами. Последние, включая Walmart, стали предлагать больше свежей и органической пищи. Кроме того, разница между стоимостью обеда дома и в ресторане сейчас максимальная за последние 10 лет, отмечает Андрес. Это заставляет сети делать специальные предложения, тем самым усиливая конкуренцию.
Перевел Алексей Невельский