Владельцы московских торговых центров постепенно увеличивают ресторанную зону в своих объектах. Так, аутлет-центр Fashion House с учетом второй очереди, которая заработает в ноябре, увеличит зону кафе и ресторанов в 5 раз по сравнению с работающей в первой очереди аутлета ресторанной зоной – до 2000 кв. м, сообщил ритейлер.
Кафе и рестораны будут расположены так, чтобы зона отдыха проходила через весь торговый центр. Сейчас в Fashion House Outlet Centre Moscow на рестораны приходится 5% арендопригодной площади, с вводом новой очереди доля вырастет до 10%, сообщил управляющий директор Fashion House Group Брендон О’Рейли. За счет гастрономической составляющей можно будет увеличить число посетителей, а значит, и общие продажи, надеется он.
Одними из первых расширять площади под общепит начали торговые центры «Мега» – так владелец торговых центров рассчитывает увеличить время пребывания посетителей. В московских «Мега Химки» и «Мега Теплый Стан» IKEA даже отказалась от катков в пользу кафе. В результате этой программы обновления в подмосковные «Меги» удалось привлечь, в частности, Cook’kareku Александра Раппопорта и Correa’s.
В среднем сейчас кафе и рестораны занимают лишь 3% арендопригодной площади в российских торговых центрах, по данным JLL. А в Европе эта доля составляет 9%. Ритейл в целом в России еще не так развит, как в Европе, а политические и экономические события последних лет значительно притормозили развитие, объясняет Татьяна Мальянова из JLL.
Питательный эффект
18 процентов – на столько, по оценке JLL, вырастает время пребывания в торговом центре после улучшения его зоны «еда и напитки», на 7% вырастает поток посетителей, а товаро-оборот арендаторов – на 5%
60 процентов арендопригодных площадей приходится в ресторанных зонах российских торговых центров на рестораны с обслуживанием
28 процентов приходится на фастфуд, 10% – на кофейни, по данным JLL
Но некоторые торговые центры Москвы уже достигли или даже превысили европейский показатель, добавляет она. Лидер по этой доле и количеству заведений – ТРЦ «Европейский» (15,4%), по данным JLL; выше среднего этот показатель также у торговых центров «Калейдоскоп», «Кунцево плаза», «Вегас сити», «Метрополис», «Авиапарк».
Практически каждый торговый центр сейчас старается как минимум улучшить состав арендаторов зоны «еда и напитки» новыми концепциями и авторскими проектами известных рестораторов и увеличить долю заведений общепита, поясняет Мальянова. Общепит – одна из основных точек роста торговых комплексов, он приводит дополнительный трафик и увеличивает время пребывания посетителей, рассуждает эксперт.
Посещаемость торговых центров Москвы в 2016 г. выросла на 4,3% по сравнению с 2015 г., в некоторые недели посещаемость вышла на уровень 2014 г., сообщил президент Watcom Group Роман Скороходов.
Расширение или смена концепции ресторанных зон в торговых центрах пока не массовы, это лишь частичное обновление, считает партнер Colliers International в России Анна Никандрова. Часто собственник торгового центра планомерно улучшает общепит: например, в ТЦ «Европейский» новые заведения открывались постепенно, напоминает Мальянова.
«Авиапарк» к концу года планирует запустить новый для торгово-развлекательных центров формат демократичных ресторанов с разнообразными кухнями под одной крышей, рассказала ведущий менеджер направления «еда и напитки» ТЦ «Авиапарк» Вероника Кателкина.
Иногда торговые центры переделывают помещения торговых галерей специально под рестораны и кафе. Например, в ТРЦ «Афимолл сити» на втором этаже площади в главной торговой галерее комплекса арендовали сеть кондитерских Upside Down Cake и кафе «Три правила». Это самые проходные места, здесь обычно располагаются торговые точки, продающие аксессуары, кожгалантерею, – такое соседство подходит для кафе, перечисляет директор по маркетингу «Афимолл сити» Ева Снеговская. Новые кафе и рестораны, по ее словам, позволяет открывать расположение в центре «Москва-сити»: посетители есть во все дни недели, а не только по выходным.