Иркутская область, Краснодарский и Ставропольский края набрали по 81,8% от максимального количества баллов и делят места со второго по четвертое. На первом месте Оренбургская область со 100-процентным результатом. Эти регионы отнесены к группе с очень высоким уровнем открытости бюджета. Иркутская область по этому показателю заняла первое место среди регионов Сибирского федерального округа, Алтай и Омская область, делящие вторую и третью позиции, набрали на 10% меньше.
Рейтинг составлял научно-исследовательский финансовый институт по заказу Министерства финансов России. На первом этапе по специально разработанной методике оценивается характеристика первоначально утвержденного бюджета, публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений российских регионов, открытость бюджета для граждан и участие общественности в обсуждении бюджетных вопросов.
Министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова пояснила, что для проведения мониторинга и составления рейтинга предусмотрены четыре этапа. Итоги второго этапа, на котором оцениваются показатели, связанные с отчетом по исполнению бюджета предыдущего года, будут опубликованы в августе. Третий этап посвящён исполнению бюджета текущего года и финансовому контролю, результаты станут известны в октябре. Наконец, итоговый рейтинг с учетом оценки этапа составления бюджета на следующий год будет опубликован в январе 2017 года.
Методика проведения мониторинга и составления рейтинга устанавливает ориентиры передовой практики в отношении содержания и доступности бюджетных документов, а также использования механизмов общественного участия в бюджетном процессе. Основой для разработки методики является методология, используемая Международным бюджетным партнерством (International Budget Partnership) при расчете Индекса открытости бюджета (Open Budget Index) для стран мира. При составлении рейтинга оценивается проводимая на практике работа органов государственной власти субъектов РФ по повышению уровня открытости бюджетных данных.
Результаты оценки позволяют увидеть в разрезе каждого региона то, какая информация и в каком объёме предоставляется для общества на каждом из четырех этапов бюджетного процесса, насколько она актуальна, доступна и востребована, а также насколько активно общественность участвует в обсуждении бюджетных вопросов. Тем самым создается стимул для органов государственной власти к повышению уровня открытости бюджетных данных.