В первом полугодии розничные продажи пива в России снизились на 1,5% до 389 млн дал, свидетельствуют данные Росстата, которые приводит Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). Это в 6 раз меньше, чем в январе – июне предыдущих двух лет, когда продажи падали большими темпами, – примерно на 9%. О замедлении падения говорит и директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова: продажи пива в России в первом полугодии 2016 г. сократились на 3,6% год к году в натуральном выражении, тогда как в 2015 г. – на 6,2%. Падение замедляется благодаря увеличению промоактивности компаний и расширению ассортимента пива под собственными торговыми марками сетей, объясняет Лапенкова, также активизируются локальные игроки и производители разливного, более дешевого пива.
В первом полугодии продажи хоть и падали, но меньшими темпами, чем годом ранее, подтверждает представитель «Сан инбев» (входит в Anheuser-Busch InBev) Ораз Дурдыев, не называя конкретных цифр. Если в январе – июне 2015 г. продажи Heineken снизились более чем на 10%, то в первом полугодии этого года – на 7–9%, подтверждает тенденцию представитель и этой пивоваренной компании. Результаты российского бизнеса «превзошли все ожидания», говорится в отчете Efes за первое полугодие 2016 г: рынок падал медленнее обычного благодаря рекламной активности его участников и теплой погоде.
В России наметилась тенденция к стабилизации на рынке, резюмирует представитель Heineken. Он связывает это с отсутствием новых ограничений на производство и оборот пива, а также c усилением борьбы с нелегальным крепким алкоголем. С ним согласен Дурдыев. От сильного падения, по его словам, рынок удержал отказ от запрета ПЭТ-тары (максимальный объем ПЭТ-тары ограничен 1,5 л). Кроме того, набирает популярность сегмент крафтового пива, в итоге растет доля мелких локальных производителей, добавляет представитель Heineken.
Государство активно борется с потреблением пива: повышены в разы акцизы, пиво приравнено к алкоголю, ограничена его реклама. По данным Росстата, производство пива падает последние несколько лет. Сокращаются и розничные продажи, добавляет Вадим Дробиз, гендиректор ЦИФРРА. После бурных 10 лет роста потребления начался естественный спад, на который наложился и социально-экономический, и демографический кризис, говорит эксперт: число потенциальных потребителей пива – людей в возрасте 18–35 лет – за восемь лет сократилось на четверть до 27 млн.
Пивовары преувеличивают значение госрегулирования – когда в прежние годы вводились ограничения, розничные продажи существенно не падали или даже росли, уверяет Дробиз. Проблема в самих крупных иностранных компаниях, считает он, они не смогли удержать российский рынок. В итоге его структура изменилась: за последние годы доля продукции иностранных компаний в российских продажах пива существенно сократилась, достигнув в 2015 г. 71%, подсчитал Дробиз, и в ближайшие годы этот показатель снизится до 60%. При этом, по его словам, продажи российских производителей продолжают расти кратно.
Представители «Балтики» (входит в Carlsberg), Efes, Союза пивоваров не ответили на запрос. Получить комментарии в Московской пивоваренной компании не удалось.