Россия и Китай готовятся подписать межправительственное соглашение о кредите China Development Bank на сумму 400 млрд руб. для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Ожидается, что это может произойти во время июньского визита президента России Владимира Путина в Китай. Тем не менее РЖД не отказывается от других предложений. Она по-прежнему рассматривает возможность привлечения «Немецкой инициативы» (Siemens, Deutsche Bahn, Strabag, Vossloh и др.) и других европейских партнеров в качестве потенциальных участников и инвесторов проекта ВСМ Москва – Казань и других участков ВСМ, рассказал вице-президент РЖД Александр Мишарин. Консорциум французских компаний (Systra, SNCF) уже оказывает услуги технического консультирования в проектных работах на линии Москва – Казань, добавил Мишарин. Представитель «Немецкой инициативы» от комментариев отказался. Представители Systra и SNCF не ответили на запросы.
Протяженность ВСМ Москва – Казань – 770 км, стоимость – до 1,2 трлн руб. Время в пути от Москвы до Казани составило 3,5 часа. На некоторых участках скорость будет достигать 400 км/ч. Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации оценивается в 10,5 млн человек. Стройка будет вестись на условиях государственно-частного партнерства. Концессионером будет специально созданная проектная компания, где главным акционером будет «дочка» РЖД «Скоростные магистрали». Инвесторы тоже могут поучаствовать в капитале проектной компании. Например, российско-китайский консорциум («Мосгипротранс», «Нижегородметропроект» и China Railway Eryuan Engineering Group) готов вложить в капитал концессионера 52 млрд руб.
«Немецкая инициатива» еще в конце 2015 г. предлагала РЖД подписать меморандум о сотрудничестве, который бы обязывал ее предоставить 2 млрд евро (около 145 млрд руб. по текущему курсу) для финансирования строительства. Ранее президент Siemens в России Дитрих Меллер отмечал, что китайских ассигнований будет недостаточно для финансирования строительства всей трассы и подвижного состава, поэтому консорциум может профинансировать часть работ. В апрельском интервью «Ведомостям» Меллер говорил, что Siemens совместно с «Синарой» готов к трехстороннему сотрудничеству с китайскими компаниями и предлагает подвижной состав, а также заинтересован в автоматике, сигнализации, энергоснабжении ВСМ.
Развитие высокоскоростных железных дорог в России невозможно без использования международного опыта, поэтому РЖД активно взаимодействует с крупнейшими мировыми экспертами, в том числе китайскими, европейскими партнерами, говорит представитель РЖД. С европейскими компаниями обсуждается как трансфер технологий, так и инвестирование в стройку, сообщил он. На транспортном форуме в Сочи прошли переговоры, где немецкие инвесторы заявили о готовности представить инвестиционные и технические предложения по строительству ВСМ, рассказал близкий к «Немецкой инициативе» источник. Он уточнил, что эти предложения могут стать альтернативой китайским. Финальное предложение «Немецкая инициатива» подготовит к июлю, говорит источник, близкий к одному из участников переговоров. Источник, близкий к РЖД, рассказал о том, что готовят предложения и французские компании, но пока они не так конкретны, как немецкие. Но и те и другие готовы войти в капитал компании-концессионера, говорит собеседник «Ведомостей».
Переговоры с немецкими и французскими партнерами активизировались, так как они готовы делиться технологиями, рассказывает источник, близкий к одному из участников переговоров. По его словам, с китайскими компаниями переговоры об этом тоже ведутся. Китайские эксперты разрабатывают высокоскоростной поезд, который можно будет эксплуатировать как в Китае на узкой колее, так и в других странах, в частности, в России, написала газета «Гудок» со ссылкой на China Daily. Но китайцы заинтересованы в рынках сбыта, а Россия не может попасть в технологическую зависимость, указывает собеседник «Ведомостей». Вместе с тем финансовые возможности «Немецкой инициативы» могут быть ограничены из-за санкций, добавляет он.
Европейские компании будут стараться не упустить возможность поучаствовать в проекте, несмотря на санкции, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Тем более что действующая финансовая модель ВСМ гарантирует концессионеру доход: ему будет возмещена разница между планом (от 10 млн человек в год) и фактическим доходом. Хотя, оговаривается Бурмистров, при тех ценовых параметрах, которые сейчас заложены в финмодель, такой пассажиропоток недостижим.